Библиотека курортолога → «V Международный конгресс Восстановительная медицина и реабилитация» → ГЕНЕЗИС И НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК
ГЕНЕЗИС И НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДИКНамсараева Г. Т., Разумов А. Н. ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии», г. Москва В восстановительной медицине уделяется большое внимание вопросам современной интерпретации многочисленных традиционных оздоровительных методик, ставится задача их более активного привлечения в профилактическое здравоохранение. Общеизвестно, что человечество с глубокой древности находилось в постоянном поиске средств и методов борьбы с недугами, а также путей повышения выносливости человека. Бережное и скрупулезное накопление медико-биологических знаний во всех обитаемых регионах Земли способствовало формированию и развитию соответствующего местным условиям опыта защиты жизни и здоровья человека. В результате многие народы прошлого, жившие в разных природно-климатических и культурных условиях, смогли создать собственные (национальные) лечебно-оздоровительные комплексы и системы. А в ряде крупных центров мировых цивилизаций накопленный опыт был систематизирован и оформлен во всеобъемлющие системы поддержания и восстановления здоровья человека во всём многообразии его адаптации к условиям внешней среды и социума. Сравнение наиболее распространенных лечебно-оздоровительных комплексов и систем, используемых в традициях многих народов (европейских, азиатских, американских), выявляет немалое количество сходных черт, подчиненных реализации их «главного правила» — достижении гармонии в системе «разум — тело» относительно внешней среды. Данное правило было выработано древними в процессе осмысления исходных наблюдений и развития медицинских воззрений. Оно одинаково присутствует во всех известных и малоизвестных в настоящее время национальных лечебно-оздоровительных системах и комплексах. Необходимость гармонизации системы «разум-тело» как способа укрепления физического состояния человека складывалась одновременно с естественным развитием общего процесса познания, на основе обобщенных, и, на первый взгляд, упрощенных представлений о Природе и Человеке, выявлении между ними взаимосвязей и взаимодействий. Отношения Природы и Человека рассматривались с точки зрения существования простейшей функциональной модели, содержащей две части целого и работающей в режиме равновесия. Развитие и обобщение смыслового содержания данной модели со временем трансформировалось в учение о двоичности всего сущего. Перенос понятий этого учения посредством аналогий на процессы жизнедеятельности человека дал толчок к формированию представлений о гомеостазе, а его верификация как равновесия в системе «разум-тело» стала открытием универсального эмпирического закона — системного подхода к оценке и регуляции состояния здоровья Человека. Поскольку жизнедеятельность Человека подчиняется единым в Природе законам бытия и биологии, единым механизмам физиологических и биохимических процессов организма, то и выработанные Человеком средства для самосохранения и саморазвития в виде традиционных комплексов и систем соответствуют тем же законам. Следовательно, традиционные методики имеют единую основу, единые истоки и корни, их отличия, по сути, не принципиальны и связаны лишь с особенностями, обусловленными различием природно-климатических и культурных условий. Таким образом, большинство традиционных систем и комплексов развивались как естественные природные телесно-психические учения, и их с полным правом можно рассматривать как систему пригодных во все времена эмпирически детерминированных медицинских знаний. Коренное отличие этой системы заключается в использовании исключительно естественных средств и методов для укрепления и восстановления здоровья, систематизированных Человеком в процессе его длительного развития и адаптации к условиям жизни. Применение традиционных методик в лечебно-оздоровительной практике рассматривается в настоящее время как реализация определенных видов функциональной деятельности с целью оптимизации функционального состояния организма. Реализуемая функциональная деятельность инициируется конкретными специфическими, направленными на оздоровление, социальными и идеальными потребностями, относящимися к группе высших функциональных потребностей человека. Они актуализируются в организме как внутренний источник активности поведения, обеспечивающий необходимый сдвиг в содержании функциональной деятельности. Удовлетворение данных потребностей осуществляется за счет соответствующих, «закрепленных» за ними фило- и онтогенетических механизмов, посредством формирования новой функциональной системы. Специфика образующейся системы связана с особенностями формирования процессов афферентного синтеза, все компоненты которого — мотивационное возбуждение, аппарат памяти, обстановочная и пусковая афферентации осуществляют обработку и сопоставление возникающих сенсорных стимулов в русле заданной инициирующими потребностями функциональной цели. Общая динамика процессов афферентного синтеза отражает развивающиеся специфические взаимодействия процессов возбуждения в структурах коры и подкорковых образований. На основе данных взаимодействий формируются условия для перестройки функциональной деятельности в сторону активизации ее врожденной, генетически детерминированной составляющей — комплекса многих слаженно взаимодействующих саморегулирующихся функциональных систем. Активизация врожденной функциональной деятельности заключается в осуществлении функциональной и субстратной оптимизации саморегулирующихся функциональных систем (функциональных резервов), направленной, в соответствии с потребностями, на содружественный гомеостазис и оздоровление. Обозначенные преобразования внутренней активности протекают при участии многих сложнейших процессов и реакций, реализующихся в определенной последовательности в различных структурах головного и спинного мозга, многих органах и системах. Данный физиологический механизм отражает проявление высшего биологического совершенства Человека и является результатом непрерывного, приспособительного развития и естественного усложнения его морфофункциональной организации, обретения им способности к саморегулированию, к управлению собственными функциями, к самонастройке более эффективного режима жизнедеятельности. Возросший во всем мире интерес к традиционным методикам, как к эффективным средствам сохранения и укрепления здоровья способствовал наряду с внедрением методик из восточных медицинских систем, активному возрождению и развитию менее распространенных методик, к примеру, многих самобытных российских методов. В настоящее время повсеместно предпринимаются достаточно широкомасштабные научные исследования традиционных методик, в результате которых их применение в лечебно-оздоровительных целях признано перспективным и многообещающим. Идея использования традиционных оздоровительных методик изначально заложена в концепции восстановительной медицины и считается одной из приоритетных. В восстановительной медицине эти методики интерпретируются как своеобразные варианты лечебно-оздоровительной психофизической культуры с широкими возможностями в плане активизации функциональных резервов организма. Ряд апробированных методов — некоторые модификации Цигун (цвето-, арома- и музыкотерапия) и древнеславянских методов включены в современные программы и технологии и используются на практике. В результате продолжающихся исследований накоплен значительный массив современных научных данных по многим методикам — обосновываются механизмы их комплексного воздействия на организм и лечебно-оздоровительная эффективность, определяются границы безопасности применения. Достигнутый к настоящему времени уровень российских и мировых исследований позволяет перейти к традиционно-системному, адаптированному к современным условиям применению методик. В этой связи в восстановительной медицине осуществляется разработка и внедрение новых технологий на основе широкого привлечения медицинских направлений Цигун, индийской и тибетской йоги, Аюрведы, древнерусских (древнеславянских) оздоровительных методов и некоторых традиций оздоровления номадных и северных народов России. Созданные много веков и даже тысячелетий назад в процессе выживания и адаптации Человека, восстановленные в своей изначальной сущности и научно обоснованные, традиционные оздоровительные методики обладают непреходящим качеством адекватности организму человека благодаря естественному оптимизирующему воздействию на процессы укрепления и восстановления его функциональных резервов. Данное качество придает несомненную актуальность применению методик в восстановительной медицине, отражающей на современном этапе наиболее перспективные мировые тенденции в развитии профилактического направления медицинской науки и практического здравоохранения. |