Библиотека курортолога → «МАТЕРИАЛЫ Международного научного конгресса и 62-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения (ФЕМТЕК)» → СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)Стороженко Н.А., Щеколодкин В.Ф. Кафедра менеджмента курортов и рекреации РМАТ, Национальная курортная ассоциация, Всемирная Федерация Водолечения и климатолечения (FEMTEC), г. Москва, Специализированный факультет студентов-инвалидов КГУ, г. Ялта, Украина Инвалидность для молодых людей означает существенное ограничение их жизнедеятельности, обусловленной нарушениями в развитии, трудностями в самообслуживании, получении образования, общении с окружающими, что способствует их социальной дезадаптации. За последние годы во всем мире, включая и Россию, отмечена четкая тенденция к увеличению числа инвалидов, которых по данным Всемирной Организации Здравоохранения насчитывается в пределах 450 млн. человек, среди них около 200 млн. детей с ограниченными возможностями. Перед современным обществом стоит актуальная задача кардинального изменения отношений к людям с ограниченными возможностями путем создания им условий равных возможностей; разработки и внедрения способов и мер, позволяющих осваивать социальный опыт, существующую систему общественных отношений. Другими словами, необходимо создавать систему эффективной социализации, включающей социальный, медицинский, педагогический, психологический разделы их реабилитации, позволяющую равноправно и безболезненно им входить в общество здоровых людей. Одной из эффективных форм успешной социализации и интеграции людей с ограниченными возможностями в современное общество является получение ими высшего образования и специальности. В общественном плане обучение инвалидов в высшей школе способствует гуманизации общества в отношении нормального существования всех его социальных групп; придает им жизненную силу и стойкость; гармонизирует их жизнедеятельность в обществе, превращая из потребителей социальных услуг в активных, сознательных, профессионально квалифицированных граждан своей страны. В личностном плане высшее образование дает человеку с ограниченными возможностями свободу жизненного выбора цели, получение соответствующей специальности и материальную независимость, позволяющие ему зарабатывать и обеспечивать себя своим трудом. Однако, как показывает практика сегодняшнего дня, для этого необходимо создавать комплексную систему социальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями, которая должна включать медицинский, педагогический, психологический, социальный, сомато-физиологический разделы. Обучение здоровых молодых людей в вузе представляет собой относительно простой процесс: наличие показателей хорошего и даже удовлетворительного здоровья; неплохой уровень общих и специальных знаний; наличие учебных аудиторий, квалифицированных преподавателей, стандартных учебных программ, других учебных принадлежностей и прочее. Указанный учебно-образовательный стереотип обучения и принадлежностей в вузе для здоровых студентов не может быть применен и использован для успешной учебы студентов с особыми потребностями, в результате имеющихся так называемых условий «неравных возможностей». Последние связаны c низким уровнем общих знаний и образованности у последних; отсутствием проведения профориентационной работы и курсов довузовской подготовки; отсутствием необходимых учебных и бытовых условий; не подготовленностью медицинских кабинетов вузов и его персонала к оказанию необходимой медицинской помощи студентам с ограниченными возможностями в период их учебы; отсутствием методологии, учебных программ и методического обеспечения учебного процесса для студентов-инвалидов и т.д. Поэтому необходимо создание региональной системы (модели) высшего образования молодых людей с ограниченными возможностями в учебных заведениях высшей школы, включающей в себя: — региональный совет высшего образования инвалидов, в который входят представители ряда ведомств областной администрации: здравоохранения, образования, социальной защиты (политики), экономики, финансов и системы курортов; — регионального подразделения высшего образования инвалидов, который организационно и функционально обеспечивает учебно-реабилитациионный процесс получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями, оказывая затем помощь в трудоустройстве выпускников вуза; — сертифицированное высшее учебное заведение, обеспечивающее силами своего профессорско-преподавательского состава организацию и проведение учебного процесса для получения высшего образования студентами-инвалидами; — санаторно-курортное учреждение, в котором непосредственно базируются и размещаются учебные аудитории, медицинские кабинеты и проводится учебно-медико-реабилитационный процесс для данной категории студентов. Региональный совет высшего образования инвалидов областной администрации: — определяет стратегические вопросы и разделы по созданию, функционированию и совершенствованию модели высшего образования инвалидов для своего региона; — утверждает высшие учебные заведения, санаторно-курортные учреждения, способные к проведению учебно-медико-реабилитационного процесса для студентов-инвалидов; — способствует созданию необходимых социальных, педагогических, медицинских условий в учреждениях, занимающихся вопросами педагого-медицинской реабилитации студентов с ограниченными возможностями в период их учебы в вузе; — определяет уровень бюджетного финансирования учреждений; Региональное подразделение высшего образования инвалидов: — разрабатывает, внедряет и усовершенствует региональную модель высшего образования инвалидов; — определяет и предлагает Региональному совету на утверждение кандидатуры вузов и санаторно-курортных учреждений, способных к обеспечению учебно-реабилитационного процесса для студентов с ограниченными возможностями; — осуществляет подготовку и совершенствование знаний у преподавателей вуза, работающих со студентами-инвалидами с учетом нозологии болезни, степени поражения больного организма, уровня ментально-интеллектуальных способностей студентов; — разрабатывает и внедряет учебно-методические рекомендации и пособия, адаптируя их для указанных студентов; — разрабатывает и внедряет учебные и медицинские технологии в учебный процесс вуза с учетом нозологии болезни, степени нарушения функциональных систем больных студентов; — разрабатывает и внедряет учебно-коррекционные, медико-диагностические и реабилитационные программы в учебный процесс вуза на разных этапах обучения студентов; — создает региональную базу данных об инвалидах соответствующих возрастов — потенциальных абитуриентов вуза; — участвует в отборе абитуриентов-инвалидов, способных к обучению в вузе, проводя с ними профориентацию и до вузовскую подготовку. Сертифицированное высшее учебное заведение (вуз): — представляет профильные специальности своего вуза для получения высшего образования студентами-инвалидами; — определяет и представляет формы обучения студентов указанной категории (очная, заочная, интегративная, дистанционная, инклюзивная, смешанная); — обеспечивает силами профессорско-преподавательского состава своего вуза учебно-реабилитационный процесс обучения студентов с проблемами в здоровье. Санаторно-курортное учреждение: — является неотъемлемой составной частью целостной учебно-реабилитационной структуры для получения студентами-инвалидами высшего образования в вузе; — представляет важный элемент учебно-реабилитационного процесса в успешном обучении студентов; — предоставляет помещения (аудитории) для проведения учебных занятий; — обеспечивает проживание и питание студентов-инвалидов в период учебных сессий; — обеспечивает отпуск медицинских процедур, оказание медицинской помощи студентам по показаниям в период учебных сессий, а также проводит реабилитационные мероприятия, согласно индивидуальным программам; — методологически и методически действует в тесном контакте со специалистами Регионального подразделения высшего образования инвалидов и ведущего вуза, по учебным программам которого проводится обучения студентов данной категории; — активно участвует в разработке и внедрении медико-реабилитационных программ в учебный процесс вуза; — проводит научно-практические разработки по усовершенствованию медико-реабилитационного процесса в период учебы студентов. Отсутствие четкой государственной системы и программ обучения в высшей школе людей с ограниченными возможностями, получения ими соответствующей специальности и последующего трудоустройства, косвенно свидетельствует о сложности данной проблемы не только в ее теоретико-концептуальной части, но и в практическом воплощении в виде модели. Представленные материалы концептуально-программного создания учебно-медико-реабилитационной модели по социализации и интеграции молодых инвалидов в современное общество методами получения ими высшего образования и специальности, на первый взгляд, достаточно сложна для ее реализации, однако, данное мероприятие реально воплотимо в жизнь, при условии проявления интереса и желания со стороны властей соответствующего региона. Прежде всего, решение данной проблемы, во-первых, имеет комплексный характер; во-вторых, реализация проекта возможна при условии понимания сути и знания ее механизмов воплощения; в-третьих, необходимость совместного участия специалистов разных ведомств областной администрации: здравоохранения, социальной политики, образования, экономики, финансов и курортной системы. На наш взгляд, специалисты высшей школы самостоятельно не могут создать систему (модель) высшего образования для инвалидов, так как не знают ни основных механизмов болезни, приведшей человека к инвалидности, ни потенциальных возможностей больного организма, ни способов реабилитации и сохранения здоровья человека в период учебы. В то же время, специалисты медицины, участвуя в реабилитации пораженных органов и систем больного человека, имеют поверхностные представления о самом педагогическом процессе, его негативном влиянии даже на здоровый организм студента, не говоря уже об организме студента-инвалида. Если же говорить о представителях социальных служб, экономики, финансов, то они не знают ни первого, ни второго, ни третьего — способов и механизмов социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Однако владеют материальными средствами, финансами, необходимых для решения данного раздела указанной проблемы. Предлагаемый проект разработан специалистами медицины, которые знают потенциальные возможности больного организма и используют различные методы и способы реабилитации. В качестве подтверждения нашей позиции о важности значения медицинского раздела в общей системе получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями укажем, что при условии организации и обучения данных студентов лишь специалистами педагогического профиля они столкнуться с такими явлениями, которые не смогут своими знаниями и профессионализмом решить: — индивидуальные особенности адаптации указанных студентов к учебному процессу в вузе; — возникновение психосоматического синдрома и формирование соответствующих типов поведенческих реакций у студентов; — возникновение апатико-депрессивного синдрома; — возникновение и формирование демонстративно-застревающего синдрома и сомато-вегетативных отклонений и нарушений в организме студентов. Отсутствие знаний об организме каждого из студентов-инвалидов, неспособность к выявлению и познанию факторов и механизмов, вызывающих указанные состояния у каждого из них, может привести к негативным последствиям в обучении в вузе таких студентов и общей дискредитации подобного мероприятия. Вопросы социализации и интеграции людей с ограниченными возможностями в современное общество посредством получения ими высшего образования и специальности является перспективным направлением. Разработка и внедрение данного регионального мероприятия реально осуществимы, при условии заинтересованности в нем руководства областной администрации, его подведомственных структур, ведущего регионального вуза и курортного ведомства. Одним из главных составляющих представленного проекта должно быть санаторно-курортное учреждение, на базе которого может быть успешно реализовано данное мероприятие. Премьер-министр РФ Путин В.В. в конце июня 2009 года на встрече с руководителями всероссийских обществ инвалидов подчеркнул, что, несмотря на ограниченные возможности федерального бюджета в эпоху кризиса, объем средств, выделяемых на поддержку инвалидов, не сократится. По его словам в 2010 году правительство разработает специальную госпрограмму «доступная среда для инвалидов», а с 2011 года приступит к ее реализации. Хочется надеяться, что при разработке этой программы будут учтены изложенные меры социализации и интеграции инвалидов в современное общество через получение ими высшего образования и специальности. Резюме. Представлены и рассмотрены концептуально-теоретические основы разработки и внедрения региональной системы высшего образования для людей с ограниченными возможностями. Conclusions. Presented and considered conceptually-theoretical bases of development and introduction of the regional system of higher education for people with the special necessities. |