Библиотека курортолога«МАТЕРИАЛЫ Международного научного конгресса и 62-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения (ФЕМТЕК)» → СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)

Стороженко Н.А., Щеколодкин В.Ф.

Кафедра менеджмента курортов и рекреации РМАТ, Национальная курортная ассоциация, Всемирная Федерация Водолечения и климатолечения (FEMTEC), г. Москва, Специализированный факультет студентов-инвалидов КГУ, г. Ялта, Украина

Инвалидность для молодых людей означает существенное ограничение их жизнедеятельности, обусловленной нарушениями в развитии, трудностями в самообслуживании, получении образования, общении с окружающими, что способствует их социальной дезадаптации.

За последние годы во всем мире, включая и Россию, отмечена четкая тенденция к увеличению числа инвалидов, которых по данным Всемирной Организации Здравоохранения насчитывается в пределах 450 млн. человек, среди них около 200 млн. детей с ограниченными возможностями.

Перед современным обществом стоит актуальная задача кардинального изменения отношений к людям с ограниченными возможностями путем создания им условий равных возможностей; разработки и внедрения способов и мер, позволяющих осваивать социальный опыт, существующую систему общественных отношений. Другими словами, необходимо создавать систему эффективной социализации, включающей социальный, медицинский, педагогический, психологический разделы их реабилитации, позволяющую равноправно и безболезненно им входить в общество здоровых людей.

Одной из эффективных форм успешной социализации и интеграции людей с ограниченными возможностями в современное общество является получение ими высшего образования и специальности. В общественном плане обучение инвалидов в высшей школе способствует гуманизации общества в отношении нормального существования всех его социальных групп; придает им жизненную силу и стойкость; гармонизирует их жизнедеятельность в обществе, превращая из потребителей социальных услуг в активных, сознательных, профессионально квалифицированных граждан своей страны. В личностном плане высшее образование дает человеку с ограниченными возможностями свободу жизненного выбора цели, получение соответствующей специальности и материальную независимость, позволяющие ему зарабатывать и обеспечивать себя своим трудом.

Однако, как показывает практика сегодняшнего дня, для этого необходимо создавать комплексную систему социальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями, которая должна включать медицинский, педагогический, психологический, социальный, сомато-физиологический разделы.

Обучение здоровых молодых людей в вузе представляет собой относительно простой процесс: наличие показателей хорошего и даже удовлетворительного здоровья; неплохой уровень общих и специальных знаний; наличие учебных аудиторий, квалифицированных преподавателей, стандартных учебных программ, других учебных принадлежностей и прочее.

Указанный учебно-образовательный стереотип обучения и принадлежностей в вузе для здоровых студентов не может быть применен и использован для успешной учебы студентов с особыми потребностями, в результате имеющихся так называемых условий «неравных возможностей». Последние связаны c низким уровнем общих знаний и образованности у последних; отсутствием проведения профориентационной работы и курсов довузовской подготовки; отсутствием необходимых учебных и бытовых условий; не подготовленностью медицинских кабинетов вузов и его персонала к оказанию необходимой медицинской помощи студентам с ограниченными возможностями в период их учебы; отсутствием методологии, учебных программ и методического обеспечения учебного процесса для студентов-инвалидов и т.д.

Поэтому необходимо создание региональной системы (модели) высшего образования молодых людей с ограниченными возможностями в учебных заведениях высшей школы, включающей в себя:

— региональный совет высшего образования инвалидов, в который входят представители ряда ведомств областной администрации: здравоохранения, образования, социальной защиты (политики), экономики, финансов и системы курортов;

— регионального подразделения высшего образования инвалидов, который организационно и функционально обеспечивает учебно-реабилитациионный процесс получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями, оказывая затем помощь в трудоустройстве выпускников вуза;

— сертифицированное высшее учебное заведение, обеспечивающее силами своего профессорско-преподавательского состава организацию и проведение учебного процесса для получения высшего образования студентами-инвалидами;

— санаторно-курортное учреждение, в котором непосредственно базируются и размещаются учебные аудитории, медицинские кабинеты и проводится учебно-медико-реабилитационный процесс для данной категории студентов.

Региональный совет высшего образования инвалидов областной администрации:

— определяет стратегические вопросы и разделы по созданию, функционированию и совершенствованию модели высшего образования инвалидов для своего региона;

— утверждает высшие учебные заведения, санаторно-курортные учреждения, способные к проведению учебно-медико-реабилитационного процесса для студентов-инвалидов;

— способствует созданию необходимых социальных, педагогических, медицинских условий в учреждениях, занимающихся вопросами педагого-медицинской реабилитации студентов с ограниченными возможностями в период их учебы в вузе;

— определяет уровень бюджетного финансирования учреждений;

Региональное подразделение высшего образования инвалидов:

— разрабатывает, внедряет и усовершенствует региональную модель высшего образования инвалидов;

— определяет и предлагает Региональному совету на утверждение кандидатуры вузов и санаторно-курортных учреждений, способных к обеспечению учебно-реабилитационного процесса для студентов с ограниченными возможностями;

— осуществляет подготовку и совершенствование знаний у преподавателей вуза, работающих со студентами-инвалидами с учетом нозологии болезни, степени поражения больного организма, уровня ментально-интеллектуальных способностей студентов;

— разрабатывает и внедряет учебно-методические рекомендации и пособия, адаптируя их для указанных студентов;

— разрабатывает и внедряет учебные и медицинские технологии в учебный процесс вуза с учетом нозологии болезни, степени нарушения функциональных систем больных студентов;

— разрабатывает и внедряет учебно-коррекционные, медико-диагностические и реабилитационные программы в учебный процесс вуза на разных этапах обучения студентов;

— создает региональную базу данных об инвалидах соответствующих возрастов — потенциальных абитуриентов вуза;

— участвует в отборе абитуриентов-инвалидов, способных к обучению в вузе, проводя с ними профориентацию и до вузовскую подготовку.

Сертифицированное высшее учебное заведение (вуз):

— представляет профильные специальности своего вуза для получения высшего образования студентами-инвалидами;

— определяет и представляет формы обучения студентов указанной категории (очная, заочная, интегративная, дистанционная, инклюзивная, смешанная);

— обеспечивает силами профессорско-преподавательского состава своего вуза учебно-реабилитационный процесс обучения студентов с проблемами в здоровье.

Санаторно-курортное учреждение:

— является неотъемлемой составной частью целостной учебно-реабилитационной структуры для получения студентами-инвалидами высшего образования в вузе;

— представляет важный элемент учебно-реабилитационного процесса в успешном обучении студентов;

— предоставляет помещения (аудитории) для проведения учебных занятий;

— обеспечивает проживание и питание студентов-инвалидов в период учебных сессий;

— обеспечивает отпуск медицинских процедур, оказание медицинской помощи студентам по показаниям в период учебных сессий, а также проводит реабилитационные мероприятия, согласно индивидуальным программам;

— методологически и методически действует в тесном контакте со специалистами Регионального подразделения высшего образования инвалидов и ведущего вуза, по учебным программам которого проводится обучения студентов данной категории;

— активно участвует в разработке и внедрении медико-реабилитационных программ в учебный процесс вуза;

— проводит научно-практические разработки по усовершенствованию медико-реабилитационного процесса в период учебы студентов.

Отсутствие четкой государственной системы и программ обучения в высшей школе людей с ограниченными возможностями, получения ими соответствующей специальности и последующего трудоустройства, косвенно свидетельствует о сложности данной проблемы не только в ее теоретико-концептуальной части, но и в практическом воплощении в виде модели.

Представленные материалы концептуально-программного создания учебно-медико-реабилитационной модели по социализации и интеграции молодых инвалидов в современное общество методами получения ими высшего образования и специальности, на первый взгляд, достаточно сложна для ее реализации, однако, данное мероприятие реально воплотимо в жизнь, при условии проявления интереса и желания со стороны властей соответствующего региона.

Прежде всего, решение данной проблемы, во-первых, имеет комплексный характер; во-вторых, реализация проекта возможна при условии понимания сути и знания ее механизмов воплощения; в-третьих, необходимость совместного участия специалистов разных ведомств областной администрации: здравоохранения, социальной политики, образования, экономики, финансов и курортной системы.

На наш взгляд, специалисты высшей школы самостоятельно не могут создать систему (модель) высшего образования для инвалидов, так как не знают ни основных механизмов болезни, приведшей человека к инвалидности, ни потенциальных возможностей больного организма, ни способов реабилитации и сохранения здоровья человека в период учебы. В то же время, специалисты медицины, участвуя в реабилитации пораженных органов и систем больного человека, имеют поверхностные представления о самом педагогическом процессе, его негативном влиянии даже на здоровый организм студента, не говоря уже об организме студента-инвалида. Если же говорить о представителях социальных служб, экономики, финансов, то они не знают ни первого, ни второго, ни третьего — способов и механизмов социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Однако владеют материальными средствами, финансами, необходимых для решения данного раздела указанной проблемы.

Предлагаемый проект разработан специалистами медицины, которые знают потенциальные возможности больного организма и используют различные методы и способы реабилитации.

В качестве подтверждения нашей позиции о важности значения медицинского раздела в общей системе получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями укажем, что при условии организации и обучения данных студентов лишь специалистами педагогического профиля они столкнуться с такими явлениями, которые не смогут своими знаниями и профессионализмом решить:

— индивидуальные особенности адаптации указанных студентов к учебному процессу в вузе;

— возникновение психосоматического синдрома и формирование соответствующих типов поведенческих реакций у студентов;

— возникновение апатико-депрессивного синдрома;

— возникновение и формирование демонстративно-застревающего синдрома и сомато-вегетативных отклонений и нарушений в организме студентов.

Отсутствие знаний об организме каждого из студентов-инвалидов,

неспособность к выявлению и познанию факторов и механизмов, вызывающих указанные состояния у каждого из них, может привести к негативным последствиям в обучении в вузе таких студентов и общей дискредитации подобного мероприятия.

Вопросы социализации и интеграции людей с ограниченными возможностями в современное общество посредством получения ими высшего образования и специальности является перспективным направлением.

Разработка и внедрение данного регионального мероприятия реально осуществимы, при условии заинтересованности в нем руководства областной администрации, его подведомственных структур, ведущего регионального вуза и курортного ведомства.

Одним из главных составляющих представленного проекта должно быть санаторно-курортное учреждение, на базе которого может быть успешно реализовано данное мероприятие.

Премьер-министр РФ Путин В.В. в конце июня 2009 года на встрече с руководителями всероссийских обществ инвалидов подчеркнул, что, несмотря на ограниченные возможности федерального бюджета в эпоху кризиса, объем средств, выделяемых на поддержку инвалидов, не сократится. По его словам в 2010 году правительство разработает специальную госпрограмму «доступная среда для инвалидов», а с 2011 года приступит к ее реализации.

Хочется надеяться, что при разработке этой программы будут учтены изложенные меры социализации и интеграции инвалидов в современное общество через получение ими высшего образования и специальности.

Резюме. Представлены и рассмотрены концептуально-теоретические основы разработки и внедрения региональной системы высшего образования для людей с ограниченными возможностями.

Conclusions. Presented and considered conceptually-theoretical bases of development and introduction of the regional system of higher education for people with the special necessities.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика