Библиотека курортолога«IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС Восстановительная медицина и реабилитация» → ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ, КОРРЕГИРУЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У УЧАЩИХСЯ

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ, КОРРЕГИРУЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У УЧАЩИХСЯ

Барташевич В.В., Петрова С.Ф., Фертик В.Е.,
Коротенко В.А.

НИИ нейроортопедии и восстановительной медицины, г. Сочи

Проблема лечения нарушений осанки у детей в настоящее время является достаточно актуальной (Епифанов В.А., 2003; Иваничев Г.А., 2003). Одним из методов коррекции данной патологии у учащихся является лечебная физическая культура (ЛФК), стимулирующая тоническое сокращение мышц (Барташевич В.В. и соавт., 2005; 2006; 2007). Использование современных форм организации лечебного процесса, основанных на активации обратной положительной связи позволяет существенно сократить сроки лечения и улучшить его качество (Оклендер В., 2000; Сметанкин А.В., 2001; Баркова Ю.А., Глозман Ж.М., 2002). Известно, что групповые формы организации обучения, при которых пациент с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробировать его новые формы, организовать общение на основе активного социального обучения чрезвычайно перспективны в настоящее время (Глозман Ж.М., 2002; Баркова Ю.А., Глозман Ж.М., 2005). При этом потенциальное преимущество группы — это возможность получения обратной связи от ее членов позволяющее скорректировать собственное двигательное поведение (Рудестам К., 1990; Колошина Т.Ю., 2000).В связи с этим целью настоящего исследования явилось проанализировать результаты групповой коррекции нарушений осанки у учащихся.

Под наблюдением находились 104 учащихся школ и средних специальных учебных заведений (58 девушек и 46 юношей) в возрасте 14–20 лет с нарушениями осанки. При планировании лечебных мероприятий все учащиеся были разделены на три однородные по полу и возрасту группы. Группе I (30 человек) в качестве лечебных мероприятий была назначена индивидуальная ЛФК по общепринятым схемам, используемым при нарушениях осанки у детей; группе II (37 человек) проводилась индивидуальная ЛФК, стимулирующая тоническое сокращение мышц (Барташевич В.В. и соавт., 2005) одним курсом продолжительностью 10 дней; группе III (37 человек) была назначена групповая ЛФК по схеме, используемой в группе II. Состояние позвоночника и окружающих его мягких тканей изучалось методами вертеброневрологии и мануальной терапии (Ситель А.Б., 1998; Васильева Л.Ф., 2001, 2003; Шмидт И.Р., 2001; Иваничев Г.А., 2003; Magne R., 1989; Lewit K., 1993).

Для оценки статической составляющей двигательного стереотипа организма был использован метод компьютерной оптической топографии (КОТ) (Сарнадский В.Н., Фомичев H.Г., Вильбергер С.Я., 2001, 2003). Анализ динамической составляющей двигательного стереотипа проводились методом визуальной кинематической диагностики и кинестетической оценки последовательности включения мышц в выполнение движения (Шмидт И.Р., 2001; Васильева Л.Ф., 2003; Коган О.Г., Васильева Л.Ф., 2003). Контроль результатов осуществлялся по окончании курса лечения.

При КОТ у всех наблюдаемых школьников выявлены разнородные и разнонаправленные изменения объемных и осевых показателей статической составляющей динамического стереотипа. При анализе динамической составляющей двигательного стереотипа выявлено наличие только частичных блокад активных движений, отсутствие полных; сохраненность в норме пассивных движений.

После проведенного лечения нормализация осевых и объемных параметров при КОТ отмечено в 26,5% случаев в группе I, в 76,6% — в группе II, в 97,2% в группе III. При изучении динамической составляющей двигательного стереотипа после проведенного лечения в группах II и III отмечена нормализация всех изучаемых моторных паттернов в 100% случаев. В группе I у 14,7% школьников сохранялись стойкий атипичный моторный паттерн «Глубокий вдох» и у 8,8% — «Экстензия головы».

Таким образом, применение ЛФК в коррекции нарушений осанки у учащихся значительно улучшает восстановление двигательного стереотипа. Использование в лечении физических упражнений с преимущественной стимуляцией тонического сокращения мышц, особенно при проведении групповой ЛФК, интенсифицирующей получение и закрепление результатов по принципу положительной обратной связи, приводит к выраженному терапевтическому эффекту.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика