Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации» → ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЭТАПЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЭТАПЕ

Борисов В.A. (kafedra@gorky.vrn.ru, тел. (4732) 53-58-46)

Кафедра физиотерапии, курортологии и восстановительной медицины ИПМО ВГМА им. Н.Н.Бурденко;

ООО «Клинический санаторий им. Горького», г. Воронеж

 

В настоящее время главный приоритет национального здравоохранения — это достижение показателей здоровья населения России, сопоставимых с существующими в развитых европейских странах. Для решения данной задачи недостаточно внедрить современные медицинские технологии — необходимо также использовать эффективные методы управления лечебно-реабилитационными процессами на основе оценки качества медицинской помощи.

Создание универсальной системы критериев оценки качества оказания медицинских услуг и формирование соответствующей методологической базы станет одним из этапов, ведущих к повышению уровня здоровья и качества жизни населения.

В рассматриваемой системе реализована универсальная схема процесса определения критериев качества. Проблема оценки качества медицинской помощи решается специалистами практического здравоохранения и сотрудниками других заинтересованных структур различными способами, включающими оценку качества медицинской помощи по структуре и результатам ее оказания, стандартам, экспертным характеристикам, опросам и т.д. В общем виде все способы подразумевают три основных подхода: структурный, процессуальный, по конечному результату.

В общем виде система оценки качества медицинской помощи состоит из следующих компонентов: 1) ресурсное обеспечение материально-технической базы санаторно-курортных учреждений и условия оказания медицинской помощи; 2) применяемые технологии лечебно-диагностического и реабилитационного процесса; 3) результаты реализации технологий.

Для системы здравоохранения оценка последнего компонента представляет серьезную проблему. Поэтому с учетом особенностей территориального расположения санаторно-курортных учреждений третий компонент системы оценки качества медицинской помощи должен быть представлен в виде показателей, позволяющих косвенно оценить качество предоставленной помощи и адекватность ее организационных технологий. К ним следует отнести показатели общей заболеваемости, улучшение общего состояния, психоэмоционального статуса, нормализация артериального давления, массы тела, улучшение качества жизни, уменьшение дозы принимаемых препаратов.

Практический опыт в данной области свидетельствует о том, что использование названных показателей не обеспечивает эффективного функционирования системы оценки качества медицинской помощи, так как они, по сути, являются характеристиками конечного результата и не всегда достоверны, а их расчет занимает значительный временной период.

Уровень достоверности данных показателей определяется влиянием факторов, напрямую не относящихся к самому процессу оказания медицинской помощи (демографическая ситуация, социально-экономические условия и т.д.). Поэтому целесообразно третий компонент системы оценки качества медицинской помощи разделить на два взаимосвязанных элемента посредством введения промежуточных показателей, выраженных через систему параметрических индикаторов и позволяющих получать визуализацию информации об отклонениях процесса оказания медицинской помощи от ожидаемого состояния во время данного процесса.

На наш взгляд, путь к достижению высокого качества оказания медицинских услуг на санаторно-курортном этапе лежит не в использовании одного из основных подходов к оценке качества, а в совместном использовании достоинств каждого из них как единого механизма. Тем более, что методологически правомерно говорить не о множестве существующих методов и способах их комплексного объединения, а о разработке различных подходов для поиска и применения оптимального метода определения критериев качества медицинской помощи посредством использования системного подхода.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика