Библиотека курортолога«Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии» → ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ «АРХИПО-ОСИПОВКА»

ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ «АРХИПО-ОСИПОВКА»

Томилова Е.К., Щерба Н.И., Буркевич И.Э.
ФГУ санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России, Краснодарский край, г. Геленджик

Одним из основных направлений работы медицинской части санатория «Архипо-Осиповка» является освоение и внедрение новых или ранее не применявшихся методов восстановительной медицины. В целях повышения качества и эффективности оказания санаторно-курортной помощи и реабилитационно-восстановительного лечения, а также улучшения процесса адаптации и акклиматизации у детей и подростков с психосоматическими расстройствами в санатории применяются такие психокоррекционные методы, как сказкотерапия, аутотренинг, гельштаттерапия, телесно-ориентированная терапия, гипнотерапия.

В последнее время при оказании психологической помощи детям и подросткам одной из составляющих терапии, искусством является комплекс разнообразных форм творческого /художественного/ самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации и импровизации в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления /Н.Роджерс/.

Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К.Д.Ушинский).

Изобразительная работа — безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который позволяет ему наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

«Подростковый и юношеский периоды также благоприятные для применения арт-терапии, так как общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям „спрятать“ свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта со взрослым (психологом, учителем). Осознавая свои проблемы, они могут переходить к их вербализации, преодолению и разрешению» (Л.Д.Лебедева).

На базе института практической психологии г. Санкт-Петербурга по программе дополнительного пофессионального образования был подготовлен специалист с правом проведения арт-терапевтических занятий.

Для проведений этих занятий в санатории «Архипо-Осиповка» оборудован арт-терапевтический кабинет-студия с прекрасным видом на море и горы. В кабинете расположены: столы и стулья для занятия творческой деятельностью, шкаф для размещения различных изобразительных средств и материалов, шкаф для хранения изобразительной продукции участников арт-терапии, свободное от мебели пространство для движения, танцев и игр, место для организации выставок, творческих работ. В ходе арт-терапевтической работы используются следующие материалы: гуашь, акварельные краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, природные поделочные материалы (камни, ракушки и др.), фольга, белая бумага разного формата, пастельные мелки, журналы для создания коллажей. На занятиях часто звучит музыка как с целью активизации воображения, так и для создания фона, но при этом всегда учитываются желания участников. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста была выбрана групповая форма работы.

Групповая арт-терапия дает подросткам возможность самим контролировать в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, позволяет им ощущать большую автономность или при проведении индивидуальной арт-терапии, удовлетворять значимую для них потребность в независимости и сохранении границ своего личного пространства, обеспечивает их взаимной поддержкой и позволяет использовать невербальную коммуникацию — все это способствует большей безопасности и психологической защищенности подростков.

Занятия проводятся по 2 часа два раза в неделю, на курс-6 занятий. Тематический план занятий включает разные темы и виды деятельности, ориентированные на развитие образного мышления /направленное воображение, сознание, «карты эмоций» и др./, познания себя /"мир моих эмоций и чувств", "автопортрет«/, совершенствование навыков совместной деятельности /рисование в паре/, развитие спонтанности /рисование каракулей, направленное воображение /стимульное рисование, «карта эмоций» и др./.

Для оценки эффективности проводимых арт-терапевтических занятий применяются следующие методы: метод наблюдения; рисуночный сильвер; оценка эмоционального состояния /по шкале эмоционального содержания рисунка и шкале оценки образа "Я"/; опрос участников группы о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии и системе отношений; оценка изобразительной продукции и отношений в группе, а также анкетирование участников, проводимое в конце занятий.

Проводимые арт-терапевтические занятия будут способствовать снятию эмоционального напряжения, связанного с пребыванием детей и подростков в санатории в новых для них условиях, улучшению их психоэмоционального состояния, развитию познавательных и творческих способностей, процессов адаптации и акклиматизации, что позволит улучшить качество санаторно-курортной помощи, а также и реабилитационно-восстановительное лечение детей и подростков с психосоматическими расстройствами.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика