Библиотека курортолога → «Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии» → ПРОБЛЕМЫ КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
ПРОБЛЕМЫ КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИСтороженко Н.А. Сегодня о социальной защите, включая прежде всего охрану здоровья взрослых и детей, говорится на всех уровнях власти довольно много, однако, реальное положение дел в курортной отрасли вызывает тревогу. Для основной части населения санаторно-курортное лечение становится почти не доступным. Это прежде всего связано с резким повышением цен на коммунальные услуги. Так, например, в 2009 году по сравнению с 2008 годом на курорте Сочи тариф на теплоснабжение увеличен почти в 2 раза, на Кавминводах — на 40%, в Анапе 30% в структуре расходов здравниц составляют энергоносители. Кроме того, затраты на транспорт на курорт и обратно приближаются к стоимости санаторной путевки. В бюджете фонда социального страхования РФ в последние годы не предусматриваются средства на оплату санаторных путевок работающим и членам их семей. Сокращаются программы санаторной помощи социально незащищенным лицам и гражданам, относящимся к льготным категориям. Поддержкой и способом выживания для санаториев и пансионатов с лечением в период межсезонья были и остаются госзаказы, связанные с обслуживанием граждан льготной категории. Однако, бюджетные средства их федерального и региональных бюджетов для санаторно-курортного лечения граждан льготной категории из года в год уменьшаются. Кроме того, стоимость койка-дня пребывания их в санатории в 2008 году составила 645 рублей, а на 2009 год предусмотрено всего 704 рубля за койко-день, в то время как себестоимость койко-дня в санаториях на начало 2009 года составляет около 1200 рублей. В Краснодарском крае проведен экономический анализ стоимости лечения больных с целью выявления обоснованности цен на путевки. Для этого были изучены плановые калькуляции и фактические затраты в Издержки санаториев обусловлены поддержанием необходимого уровня материально-технической базы, номерного фонда, медицинской базы, содержанием квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала. Расходы по налоговым отчислениям, в частности по налогу на имущество и по земельному налогу, занимают значительную долю в стоимости путевки. Что касается сезонных здравниц, то доходы они получают Здравницы, которые обслуживают льготные категории граждан по путевкам социального страхования, по детским путевкам, оплачиваемым из бюджета, вынуждены подстраиваться под цену, которая диктуется условиями конкурса. Поэтому говорить о рентабельности здравниц при обслуживании по «социальным» путевкам не приходится вообще. Предприятия идут на такие условия для того, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить хотя бы частично возмещение затрат. До 2006 года существовали льготы по налогу на имущество и земельному налогу для санаторно-курортного комплекса страны. После их отмены увеличение налогового бремени легло на себестоимость и цену путевок. В частности, согласно СанПиН Наряду с существенным ростом цен на коммунальные услуги резко растут цены на продукты питания, хозяйственные расходы, дорожают банковские кредиты. В целом затраты здравниц уже возросли на 20 %. В связи с увеличением затрат рост стоимости путевок в текущем году составит не менее 20%. При реализации путевок по ценам ниже себестоимости невозможно обеспечить доброкачественное лечение, питание и обслуживание. В настоящее время возрастает количество турфирм, работающих на отечественных курортах, свидетельством чему является увеличение на 16% роста внутреннего турпотока в прошлом году. Несмотря на сложные экономические условия, выражая мнение здравниц курорта, Анапская региональная курортная ассоциация приняла решение не повышать на 2009 год цены на путевки, однако, никаких обязательств не повышать процент прибыли турфирмы на себя не берут. А не секрет, что летом в период повышенного спроса турфирмы, не создавая собственного продукта, на посредничестве получают хорошую прибыль, резко повышая стоимость закупленных ранее санаторных путевок. Способствовать выживанию санаторно-курортных предприятий в условиях кризиса и возможности российским гражданам восстанавливать здоровье на курортах могли бы следующие меры: — увеличение бюджетного финансирования для приобретения путевок, с целью оздоровления льготной категории граждан по линии социального страхования; — доведение цен по закупке санаторно-курортных путевок для льготной категории граждан до фактической — 1200 рублей в день; — введение государственного регулирования на коммунальные услуги для здравниц, обслуживающих льготные и социально незащищенные слои населения (школьников, пенсионеров, инвалидов, ветеранов); — снижение стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно путем введения государственного регулирования на тарифы авиа- и железнодорожных пассажирских перевозок (стоимость перелета (проезда) к месту санаторно-курортного лечения на юг России для жителей северных и восточных регионов доходит до 70% от стоимости санаторно-курортного лечения); — внесение соответствующих изменений в Налоговый Кодекс РФ стимулирующих предприятия независимо от форм собственности, включать затраты на приобретение санаторно-курортных путевок для своих работников в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; — введение налоговых льгот по налогу на имущество санаторно-курортным предприятиям, осуществляющим обслуживание льготных категорий и социально незащищенных граждан; одним из вариантов преференций может стать перенос сроков уплаты ряда налогов на 3- 4 кварталы; — отменить налог на землю, используемую санаториями для лечебных целей в соответствии с нормативами; — при определении сумм на получение социальных налоговых вычетов, учитывать не только стоимость лечения в здравницах, но так же питания и проживания, которое является единым комплексом санаторного лечения; — разработать систему заитересованности и поощрения турфирм, работающих на российском санаторном рынке. Свои конструктивные предложения НКА изложила в обращениях к Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову С.М., Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. По предложению НКА Парламентскими слушаниями от 23.03.2009г. рекомендовано Правительству РФ разработать и внести предложения по изменению Налогового кодекса РФ, такие как: — введение налоговых льгот на имущество, земельному налогу санаторно-курортным предприятиям, осуществляющим обслуживание льготных категорий и социально незащищенных граждан; — включение затрат при приобретении санаторно-курортных путевок для своих работников в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций; — уменьшение базы по НДФЛ на всю сумму расходов на приобретение санаторно-курортных путевок. При этом Правительством Российской Федерации устанавливается максимальная сумма расходов на одного человека. В настоящий момент налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по сумме, направленной на оплату в санаторно-курортном учреждении только медицинских услуг; — отмена НДС на доходы туроператоров от реализации санаторно-курортных путевок, а также принять меры по увеличению расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей за счет средств государственного бюджета и обязательного социального страхования с учетом, как минимум, индекса инфляции. В условиях экономического кризиса такое важное звено отечественной медицины, как санаторно-курортное лечение может быть востребовано, если интересы государства совпадают с интересами нуждающихся в санаторном лечении. Поднятые проблемы должны быть не только в поле зрения общественных курортных организаций, но и требуют скорейшего решения органами государственной власти. |