Библиотека курортолога«V Международный конгресс Восстановительная медицина и реабилитация» → ВЛИЯНИЕУРОВНЯДВИГАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИНА РОСТИ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙИ ПОДРОСТКОВ

ВЛИЯНИЕУРОВНЯДВИГАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИНА РОСТИ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙИ ПОДРОСТКОВ

РазумовА.Н., ДубровскийВ.И., ДубровскаяА.В.

ФГУ «Российскийнаучныйцентрвосстановительноймедициныикурортологии», г. Москва

В последнее время в России очень острой остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Исследования показали, что у детей с дисгармоничным физическим развитием наблюдается наибольшее количество функциональных сдвигов и нарушений здоровья.

По данным НИИ гигиены детей и подростков, 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, 63% школьников имеют нарушения осанки, 22% — положительную реакцию на гипертоническую болезнь, 18% — повышенное давление, 63% учащихся — ежегодно болеют респираторными заболеваниями.

Проведенные нами исследования показали, что одним из факторов риска возникновения заболеваний является гиподинамия. Отмечено, что важнейшим фактором, обеспечившим приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды, является двигательная активность. Под влиянием мышечной деятельности происходят существенные сдвиги в функционировании всех систем организма, ответственных за его жизнедеятельность.

По данным ВОЗ, суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч.), лёгкая активность (4-7 ч.), умеренная (2,5-6,5 ч.), высокая (0,5 ч.). К этому показатели прибавляют величину энерготрат на суточный рост (её рост достигает максимума в возрасте 14,5 лет).

Потребность в движении, повышенная двигательная активность является наиболее важным биологическими особенностями детского организма. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

Характер развития детского организма — адаптационный. В свете теории системогенеза (П. К. Анохин, 1980, 1984), в первую очередь, развиваются жизненно важные системы органов, обеспечивающие приспособительные реакции к условиям среды.

Исследования показывают, что два урока физкультуры в неделю — не обеспечивают дефицит двигательной активности школьников, являются малоэффективными с физиологической точки зрения.

Современная программа по физическому воспитанию учащихся одной из своих задач определяет укрепление здоровья школьников, однако, эта задача практически не решается. Средний прирост показателей физической подготовленности, достигнутый за год обучения (при двух уроках физкультуры в недели), составляет только 3% — у мальчиков и 2,2% — у девочек (Вавилов Ю. Н., 1990), что не позволяет даже выполнить общероссийские нормативы.

Двумя уроками физкультуры в неделю нельзя оздоровить учащихся, ни значительно повысить уровень их физической подготовленности, и тем более ликвидировать негативное влияние на здоровье и развитие детей и подростков — гиподинамии.

В этой связи актуальным является вопрос профилактики заболеваний, сохранения здоровья (обеспечение роста и развития) детей и подростков, средствами физической культуры; расширение двигательных возможностей детей.

Нами проведен сравнительный анализ влияния двух разовых занятий в общеобразовательной школе и 4-5 занятий в детской юношеской спортивной школе (ДЮСШ).

Было обследовано 130 детей из общеобразовательной школы, и 130 — из ДЮСШ, в возрасте 10-15 лет.

Для объективной оценки физического состояния использовали такие тесты, как прыжки в длину; подтягивание на перекладине; подъём прямых ног на перекладине; бег на 30 м; бег в течение 6 мин. (количество пробегаемых метров); тест: из положения сидя — наклон туловища вперед; отжимы от пола; проба Штанге; также определяли массу тела; рост; индекс Кетле.

В результате сравнения полученных показателей в обследуемых группах, убедительно показана эффективность 4-5 разовых занятий физкультурой, в профилактике гиподинамии и её последствий. У детей и подростков, регулярно занимающихся физкультурой (с расширенным двигательным режимом) — заболеваемость респираторными заболеваниями значительно ниже; они лучше переносят занятия по общеобразовательным дисциплинам, выше уровень физического развития.

Таким образом, расширение двигательного режима положительно влияет на рост, развитие и сохранение здоровья детей и подростков.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика