ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении основных показателей современного состояния санаторно-курортной отрасли были выявлены следующие тенденции:

Несмотря, но то, что санаторно-курортные учреждения РФ в решении общей задачи охраны здоровья населения составляют единый комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения в рамках Минздрава остаются нерешенными следующие проблемы:

Вследствие принадлежности санаторно-курортных организаций разным ведомствам, отсутствия единой структуры санаторно-курортного фонда, разрозненности информация о санаторно-курортном фонде, нет общего представления о состоянии санаторно-курортной отрасли в целом, не разработана единая методика представления статистической информации о СКО, что затрудняет применение системного управленческого подхода.

Ухудшение материально-технической базы и сервисного обслуживания в санаторно-курортных организациях способствовало тому, что санаторно-курортные организации страны становились неконкурентоспособными в новых экономических условиях.

Отсутствие государственного социального заказа на оздоровление населения на курортах и, и как следствие затруднение в решении комплекса задач последовательной реализации лечебно-оздоровительных мероприятий в цепочке «поликлиника-стационар-санаторий». Резкое сокращение бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие санаторно-курортных учреждений. Сокращение финансовых поступлений из Фонда социального страхования, а, следовательно, здравоохранение утратило финансовые рычаги влияния на санаторно-курортную отрасль Российской Федерации и потеряло звено, существенно влияющее на оздоровление лиц трудоспособного возраста, с незначительными отклонениями состояния здоровья.

Вышеперечисленные обстоятельства привели к сокращению числа санаторно-курортных организаций, их перепрофилированию в не лечебные организации. Произошло изменение организационно-правовой формы санаторно-курортных организаций, большая часть санаторно-курортных учреждений стали коммерческими организациями.

Ретроспективный анализ деятельности санаторно-курортных учреждений в России свидетельствует о том, что традиционные методы управления санаторно-курортным делом, основанные на централизованных решениях и при отсутствии инициативы снизу, не позволяют добиться существенных успехов не только в решении проблем управления, но и в повышении медицинской эффективности санаторных услуг.

Вместе с тем, важно отметить и позитивные аспекты развития санаторно-курортной отрасли: Внедрение технологий маркетинга и менеджмента, информационных технологий в управление санаторно-курортными организациями.

За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности, полностью не сформировано. Были приняты, непосредственно относящиеся к санаторно-курортной системе, федеральные законы:

  • О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
  • Об особо охраняемых природных территориях
  • ряд региональных законов в развитие этих федеральных законов.
  • несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые посвящены решению частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов федерального значения.

При этом разработано множество подзаконных документов, в частности приказы Минздравсоцразвития, касающиеся введения стандартов санаторно-курортного лечения (более 25 стандартов) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08. 2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного Фонда Российской Федерации», и. т. д.

Приказом № 94н от 9 февраля 2011 г. отменена специальность «восстановительная медицина», но до сих пор не налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестация.

Заслуживает обращения внимания, что в сфере здравоохранения ряд законодательных актов утратили силу, и заменены на новые законы, принятые в 2011-2012 г. это:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Хотя и были приняты ряд федеральных законов, указы Президента РФ и Постановлениями Правительства и приказами Минздравсоцразвития, проблема организации государственного контроля качества оказания санаторно-курортных услуг осталась не решенной. До сих пор не сформирована отраслевая система лицензирования на основе стандартизации; сертификации аккредитации органов по сертификации.

Только 3% от всех национальных стандартов это стандарты системы здравоохранения. Позитивным аспектом является разработка Национального стандарта ГОСТ Р 53092-2008 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения.

Осуществление государственного контроля качества услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, состоит из воздействий различной направленности со стороны государства: это процедуры лицензирования, добровольной сертификации санаторно-курортных услуг, сертификации систем менеджмента качества, аккредитация органов по сертификации, стандартизации.

В целях упорядочения функций контроля процедура лицензирования обязательна и носит разрешительный характер, в свою очередь сертификация проводится на добровольной основе и подтверждает определенный заявленный уровень качества оказания санаторно-курортных услуг.

Несовершенство нормативно-правовой базы и механизма проведения аккредитации Органов по сертификации, способствовали появлению недобросовестных Органов по сертификации, сводивших всю процедуру сертификации к формальности, и как следствие, подрывающих доверие к институту сертификации.

В этой связи, актуальным является решение проблемы некомпетентности Органов по сертификации и последующей реализации управляющих воздействий. При этом на процесс управления качеством услуг санаторно-курортной сферы большое влияние оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство действует как субъект отношений, определяющий механизм управления, и как социальный институт, способствующий обеспечению прав на получение качественных санаторно — курортых услуг гражданами России.

Возможно, что наряду с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 «О единой национальной системе аккредитации» и Постановлением правительства от 17 октября 2011 г. N 845 «О федеральной службе по аккредитации» будут предъявлены более жесткие требования к процедуре аккредитации органов по сертификации.

В процессе управления СКО возрастает роль информационных технологий, а также влияние стратегий маркетинга и менеджмента с целью оптимального и эффективного использования ресурсов для полного удовлетворения потребности и спроса населения на санаторно-курортные услуги, поддержания конкурентоспособности санатория, а также для формирования интереса потенциальных потребителей санаторно-курортных услуг.

Признание качества санаторно-курортных услуг, оказываемых СКО возможно получить, участвуя в выставках, конкурсах. Однако, как показало проведенное нами исследование для посетителей СКО и факт наличия сертификатов, и факт наличия наград и дипломов не является весомым, в процессе руководства выбора СКО. (При ранжировании предложенных 14 критериев, факт наличия наград и сертификатов оказался на последних местах у всех 300 респондентов.) Стоит обратить внимание, что 57% руководствовались при выборе СКО позитивным мнением родственников, друзей и знакомых.

При этом, в санаторно-курортной отрасли, как и в других организациях сферы услуг, возникла проблема формирования так называемых нематериальных активов, таких как бренд, репутация, особенно актуальная для многих СКО, которые используют клиент — ориентированную концепцию.

Политика СКО в области качества, построенная на формировании (исполнения желаний) удовлетворенности пациента и, как результат формирование лояльности и намерения рекомендовать другим с постепенным формированием «доброго имени» — бренда организации, на наш взгляд наиболее оптимальный вариант подтверждения высокого качества оказываемых услуг, с позиции общественного контроля.

Обобщая тему общественного контроля и обеспечения информированности населения о возможностях лечения и оздоровления, были предложены пути оптимизации: разработан информационный Интернет-портал, на его страницах содержится информация и о сертификации СКО, и о наличии наград, дипломов подтверждающих третьей стороной качество предоставляемых услуг.

Кроме того, нами добавлен раздел «Отзывы», в рамках которого посетителям предлагается оставить отзыв о достоинствах и недостатках пребывания в СКО, и оценить основные санаторно-курортные услуги (лечение, проживание, питание, сервис). На указанные недостатки реагирует администрация СКО, публично признавая и предлагая корректирующие меры.

Перспективы развития информационного портала SANATORIA. RU:

  • Дальнейшее расширение участников портала вплоть до полного охвата всех имеющихся в стране санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
    С этой целью продолжается сбор информации о санаторно-курортных организация, анкета размещена на сайте: SANATORIA. RU, для добавления или обновлении информации о санаторно-курортной организации необходимо скачать анкету, заполнить и с подписью руководителя, заверенной печатью организации отправить по электронной почте: sanatoria@mail. ru.
  • Поиск дополнительных механизмов мотивации субъектов санаторно-курортной сферы к активному участию в создании информационного портала SANATORIA. RU, что в свою очередь будет способствовать— увеличению доступа широкого круга специалистов отрасли и потенциальных потребителей санаторно-курортных услуг к информации, содержащейся на портале SANATORIA. RU.
  • Проведение различных тематических Интернет — опросов, касающихся качества предоставляемых санаторно-курортных услуг.
  • Расширение содержания информационного портала и включение в него рейтинговой системы оценки лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций. Целью составления такого рейтинга является, с одной стороны, стимулирование СКО и их руководителей к достижению наилучших результатов деятельности по основным направлениям санаторно-курортного дела, с другой стороны, расширение возможностей выбора потребителем санаторных услуг с учетом места СКО в рейтинге (оптимально подходящих по соотношению «цена-качество») .

Первым шагом к рейтинговой оценке является размещение информации о санаториях-победителях Всероссийского конкурса «Здравница», а также о сертификации гостиничных услуг.

Второй шаг это добавление раздела «Отзывы», в разделе пациент может оценить полученные санаторно-курортные услуги по следующим позициям: проживание: 5, лечение: 5, питание: 5, сервис: 5, программа портала рассчитывает среднюю арифметическую оценку по каждой позиции.
В начале раздела «Отзыва» о санатории есть сводка данных, в которой отображается, сколько человек оценили санаторий и суммарный среднеарифметический показатель по всем позициям.

Третий шаг добавление страницы с перечнем ТОП 100, рейтинг лучших санаторно-курортных организаций по оценкам СКО посетителями портала.

В заключении хотелось бы отметить, что, безусловно, назрела необходимость создания независимой от органов здравоохранения системы общественного контроля за деятельностью СКК, включающей социологический мониторинг населения о степени удовлетворенности услугами СКО.

На наш взгляд одной из оптимальных форм общественного контроля, (внешнего независимого аудита) качества услуг, является система оценки услуг с описанием достоинств и недостатков самими пациентами в отзывах на портале SANATORIA. RU.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика