Библиотека курортолога → «Материалы Международного научного конгресса. 60-ая сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения (ФЕМТЕК)» → РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТРУКТУРНОМ РЕФОРМИРОВАНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тезисы докладовРОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТРУКТУРНОМ РЕФОРМИРОВАНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтороженко Н. А., Разумов А. Н., Лимонов В. И. ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Росздрава», г. Москва, Россия Рыночное реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм и форм собственности санаторно-курортных организаций. Прекратила существование общегосударственная система реализации санаторно-курортных услуг. Разрушилась существующая ранее централизованная система управления санаторно-курортным комплексом. Логика общественного развития обусловила необходимость перехода к санаторно-курортному рынку, ибо только на его основе можно обеспечить его цивилизованное развитие и интеграцию на пути общественно-экономического прогресса. Вместе с тем, в силу неразвитости рыночных отношений и общего кризисного состояния российского санаторно-курортного комплекса предпринимательская деятельность в отрасли зачастую приобретает негативные, уродливые формы. Экономические стимулы часто направляют деятельность деловых, инициативных руководителей в сторону, далекую от реализации общественных интересов. Недальновидными и нечистоплотными людьми она может быть легко использована во вред интересам потребителей и обществу в целом. На начальном этапе реформирования экономики деятельность некоторых здравниц стала носить явно спекулятивный характер. Некоторые из здравниц готовы лечить и оздоровлять всех и от всего. Это опасная тенденция, которая подрывает доверие граждан. В этих условиях нельзя недооценивать важность контроля над деятельностью участников санаторно-курортного рынка, соблюдением ими принятых стандартов ведения бизнеса, качества предоставляемых услуг и правил профессиональной этики. И если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными органами, то регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе в силу сложности, многогранности и большой специфики, присущей рынку санаторно-курортных услуг требует формирование специальных структур. Нельзя дать однозначную модель организации контроля над исполнением законодательства в санаторно-курортной сфере и санаторно-курортного рынка в частности. Разнообразие подходов в этой сфере предопределяется, прежде всего: степенью развитости рынка санаторно-курортных услуг; особенностями самого законодательства, которое может существенно отличаться по уровню жесткости; социальной и правовой культурой общества; уровнем организации профессиональных объединений, которые способны взять на себя значительную часть работы по регулированию деятельности данной сферы, и многими другими обстоятельствами. Сообразно указанным факторам различаются и формы, приемы, методы деятельности по надзору за исполнением законодательства и правил цивилизованного поведения на санаторно-курортном рынке, меры ответственности за нарушение этих правил. Независимо от того, какой принцип организации контроля реализуется, соотношение между государственным регулированием и регулированием со стороны профессиональных объединений может быть самым разнообразным. Решение подавляющей части ключевых вопросов может быть передано в ведение саморегулирующихся организаций — профессиональных объединений, в других случаях — такие организации могут быть практически исключены из процесса регулирования деятельности на рынке санаторно-курортных услуг, в-третьих — может иметь место различные комбинации указанных ранее вариантов. В условиях, когда масштабы рынка санаторно-курортных услуг невелики, государство располагает возможностями установления всеобъемлющего контроля над деятельностью его участников, концентрируя у себя все контрольные функции. Но даже в этих условиях подобная система регулирования может быть достаточно разветвленной и дорогостоящей. Учитывая сложность, многогранность, специфику и масштаб российской санаторно-курортной системы возможности обеспечения правил цивилизованного поведения на нем исключительно средствами, находящимися в распоряжении государства представляются не оправданными. Представляется, что в современных российских условиях присутствует объективная необходимость в передаче части контрольных функций на уровень профессиональных объединений. Об этом свидетельствует и опыт стран, где наиболее развита индустрия курортного дела. Мировой опыт существования подобных организаций показывает целесообразность участия профессиональных объединений в координации развития курортов, в создании санаторно-курортной системы, отвечающей современным стандартам, в необходимости консолидации осуществления контроля качества и обеспечение безопасности курортных услуг. В свете обозначенных задач формирование системы управления российским санаторно-курортным комплексом должно предусматривать создание институтов гражданского общества — некоммерческих саморегулируемых организаций, объединенных профессиональными интересами участников, которые по природе своего образования должны сформировать систему институтов, призванных взаимодействовать с органами исполнительной власти и санаторно-курортными организациями не через систему регулирующих взаимодействий, а через систему профессиональных интересов в обеспечении стабильного функционирования санаторно-курортного комплекса и его инфраструктуры. Национальная курортная ассоциация России, как некоммерческая организация, пользующаяся определенным авторитетом и влиянием среди профессиональных участников рынка санаторно-курортных услуг, государственных органов и международных организаций и не имеющая коммерческой заинтересованности, представляется наиболее приемлемой для выполнения функций саморегулируемой организации санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Роль Национальной курортной ассоциации как саморегулируемой организации в регулировании санаторно-курортного рынка страны в условиях неустойчивого экономического развития национальной экономики, ограниченных возможностей органов федерального управления и систем социального страхования и социальной защиты, в условиях, когда федеральный уровень управления санаторно-курортным комплексом фактически отсутствует — приобретает особое значение. Целесообразность функционирования Национальной курортной ассоциации как органа отраслевого самоконтроля и саморегулирования — объединения юридических лиц, чьи профессиональные интересы связаны с санаторно-курортной и оздоровительной деятельностью, вызвана необходимостью: во-первых, координации усилий специалистов по: • созданию системы саморегулирования надежности рынка санаторно-курортных и оздоровительных услуг; • выполнению функций в области осуществления контроля качества и обеспечение безопасности услуг санаторно-оздоровительных организаций; |