Библиотека курортолога → «IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС Восстановительная медицина и реабилитация» → О ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
О ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙЛимонов В.И. ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Росздрава», г. Москва Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к методам управления санаторно-курортным комплексом в целом и отдельными здравницами, в частности. Санаторно-курортные организации превратились из потребителей государственных ресурсов в самостоятельные хозяйствующие субъекты. Соответственно, сегодня руководителям приходится заниматься не администрированием, как это было до начала приватизационного процесса, а реальным управлением здравницами. Если до этого почти все решалось «наверху» (что и сколько производить, кому, где и за сколько реализовывать и многое другое), то теперь руководители сами должны решать эти вопросы. К сожалению, некоторые из них оказались к этому не совсем готовы. При переходе к рыночной экономике требуются новые подходы к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Для обеспечения управляемости и эффективности таких сложных и специфических систем как предприятия санаторно-курортной системы необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред. Должна быть пересмотрена и повышена роль финансово-экономических служб. Именно это направление деятельности здравниц претерпело наиболее кардинальные изменения (функции, содержание) при переходе к новым условиям хозяйствования и именно финансово-экономическая деятельность определяет в конечном итоге эффективность функционирования предприятия, поскольку многое в работе здравниц определяется экономическими факторами. Все усилия работников финансово-экономических служб в сегодняшних условиях должны быть направлены на то, чтобы доказать руководству здравницы необходимость эффективной экономической работы, а следовательно, финансово-экономические подразделения должны стать той службой, без которой невозможно нормальное функционирование здравницы в рыночных условиях хозяйствования. Сегодня в большинстве здравниц финансово-экономические службы (кроме бухгалтерии) носят зачаточный характер, либо вообще отсутствуют, либо при их наличии занимаются не свойственными им функциями. Такое положение дел не позволяет по-настоящему сосредоточить всю полноту прав и ответственности за финансовое благополучие здравницы в одних руках — руководителя финансово-экономической службы; не позволяет ему стать «правой рукой» руководителя здравницы, который жизненно необходим руководству для принятия эффективных управленческих решений. В подавляющем большинстве здравниц не налажено по-настоящему современное профессиональное управление, во многом управление развивается стихийно, по наитию. Общепризнанна важная роль бухгалтерии на любом предприятии. Во многом она определяется необходимостью обеспечения корректного ведения обязательного для всех без исключения предприятий и организаций бухгалтерского (финансового) учета. Документы финансовой отчетности ориентированы на внешних пользователей, представляются, прежде всего, в органы налоговой инспекции, являются объектами аудиторской проверки, могут и должны быть опубликованы. Однако сегодня, финансово-экономическая работа в здравнице не должна замыкаться только в рамках бухгалтерского учета, необходимо под другим углом зрения посмотреть на организацию экономической работы в здравнице, что, может быть, и является довольно сложным делом, требующим обучения и определенных усилий, но являющемся совершенно необходимым условием эффективной работы. Одной из основных задач, стоящих перед экономической службой в здравнице является задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации по затратам предприятия в целях управления. Руководители здравницы должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся в работе предприятия отклонений успеть предпринять соответствующие меры и скорректировать работу предприятия. Следует вспомнить вещи довольно простые и на первый взгляд повсеместно применяющиеся — способы учета затрат и элементарного экономического анализа. И использовать их надо для получения реальной оперативной картины деятельности здравницы и своевременного принятия управленческих решений. Управлять — это в первую очередь иметь информацию о затратах, уметь в ней разбираться и ее анализировать. Традиционно такую информацию аккумулирует и предоставляет бухгалтерия. Эта система имеет большой недостаток — не оперативность. Закрытие счетов, определение затрат, финансового результата отнимает столько времени у бухгалтерии, что обычно фактическую смету затрат реально получить не раньше 20 числа следующего месяца. Такой неоперативный учет затрат можно назвать «посмертным учетом» и, к сожалению, именно «посмертным учетом» продолжают пользоваться руководители большинства здравниц. В такой сфере деятельности как экономика, очевидно, невозможно ориентироваться на данные двухмесячной давности. Руководитель вынужден делать «прикидки на сегодняшний день» только оперируя данными об загрузки здравницы (сводка имеется ежедневно) и информацией о количестве пришедших на счет денег (платежные поручения и выписки поступают ежедневно). Исходя из «нынешней» информации руководителю здравницы приходится принимать решения на уровне интуиции. Вышесказанное подводит к первой и, возможно, самой важной задаче финансово-экономической службы — обеспечению оперативного (сегодня, сейчас) получения информации о выручке и затратах предприятия, даже если данные получаются «не совсем точными» с бухгалтерской точки зрения, однако эта точность достаточна для принятия управленческих решений. Именно эти достоверные на 90-95% данные нужны руководству сегодня, а точные на 100% бухгалтерские отчеты месяц спустя — информация, бесполезная для принятия оперативных управленческих решений. Время решения этой задачи для руководителя ограничено возможностью принятия конкретных управленческих решений для исправления ситуации. Т.е. речь идет о переориентации системы учета из прошлого в настоящее и будущее. Организация учета, ориентированного на потребности руководителей, на поддержку принятий управленческих решений, задач, порой противоположных задачам бухгалтерского учета. Отметим, что даже те здравницы, которые знают, как точно определять величину затрат, распределять их по видам услуг, работ, подразделений, использовать ее для принятия решений и делающих это, могут находиться в трудном положении. Что же касается тех, кому не удается справиться с данными проблемами, то, по всей вероятности, они просто обречены постоянно находиться в тяжелом положении. В настоящее же время, можно констатировать, что любая здравница, даже вроде бы хорошо работающая, не располагает детальной информацией о своих издержках, не говоря уже об ее использовании в принятии управленческих решений. Вместе с тем, без достоверной информации о затратах, ее анализа невозможно охарактеризовать ситуацию в здравницах, определить узкие места и резервы, выработать рекомендации по улучшению их экономического и финансового состояния. Выполнение финансово-экономической службой возложенных на нее задач во многом определяется решением вопросов обеспечения, прежде всего, ее нормальной деятельности. В первую очередь, это касается понимания роли финансово-экономической службы со стороны руководителей здравниц, умения организовать экономическую работу и использовать ее результаты. |