Библиотека курортолога → «Материалы Международного научного конгресса «Здравница-2018» (сборник тезисов).» → Эффективность образовательной программы у больных с артериальной гипертонией в условиях санатория
Эффективность образовательной программы у больных с артериальной гипертонией в условиях санаторияКорвякова О.П., Кулишова Т.В. Цель исследования — изучить эффективность образовательной программы у больных с артериальной гипертонией (АГ) в условиях санатория. Материал и методы. В исследование были включены 60 больных с АГ 1—2-й степени (средний возраст 56,8±3,5 года), проходящих санаторно-курортное лечение. Все пациенты были разделены на две рандомизированные группы: 30 больных основной группы получали комплексное санаторное лечение и обучение в школе здоровья Школа гипертонии, 30 больных группы сравнения проходили то же лечение, но без обучения в школе здоровья. Образовательная программа состояла из 8 занятий по 30 мин. Обучение в школе здоровья было направлено на повышение информированности пациентов с АГ о заболевании, его факторах риска; формирование приверженности к лечению; формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, по снижению неблагоприятного влияния на здоровье факторов риска. Занятия проводили через день. Каждое занятие включало информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков. Неотъемлемой частью процесса обучения являлось ведение Дневника самоконтроля. Исходно, после лечения и через 6 мес определяли АД, результаты теста САН и опросника SF-36. Результаты. По сравнению с исходными показателями АД у больных с АГ в основной группе было достоверно ниже не только к концу санаторно-курортного лечения, но и через 6 мес, чем в группе сравнения. Приверженность к лечению у больных группы сравнения была статистически менее значимой. По данным теста САН, после лечения в основной группе показатели по шкалам «самочувствие», «активность» и «настроение» улучшились на 27,2% (р<0,05); 28,7% (р<0,05); 30,2% (р<0,05) соответственно. В группе сравнения данные показатели были достоверно ниже. Через 6 мес прослеживалось снижение значений теста САН в обеих группах, но у пациентов, занимавшихся в Школе гипертонии определялись достоверно лучшие показатели. К концу курса лечения у больных с АГ 1—2-й степени в обеих группах прослеживался достоверный рост всех показателей качества жизни (КЖ), однако в основной группе он был более значим в большей степени по психологическому компоненту на 44,5% (р<0,05). В группе сравнения динамика КЖ была достоверно ниже. Через 6 мес в основной группе также определялись более значимые показатели по психологическому компоненту КЖ. Вывод. Образовательная программа для больных с АГ улучшает показатели АД, психосоматическое состояние, улучшая самочувствие, активность, настроение, повышает КЖ. |