ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Санаторно-курортное лечение направлено на:

1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;

2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации (статья 40 «Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Санаторно-курортное лечение вносит существенный вклад в решение основных задач здравоохранения по снижению заболеваемости и преждевременной смертности, по профилактике болезней, сохранению и укреплению здоровья, по медико-социальной реабилитации больных и инвалидов (Разумов А. Н., Яшина Е. Р., Бобровницкий И. П. 1999, Стародубов В. И. 2004).

Эффективность санаторно-курортного лечения при правильном выборе курорта и соблюдении показаний к направлению в конкретные СКО очень высокая. Больные после долечивания в санатории в 3-4 раза чаще и в 1,5 раза быстрее возвращаются к труду. После курса санаторно-курортного лечения и оздоровления в 2-4 раза снижается уровень трудопотерь. (Разумов А. Н., 2002; Лимонов В. И., 2006).

На потенциале российских санаторно-курортных организаций в значительной степени базируется внутренний туризм, что также вносит значительный вклад в оздоровление нации.

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики в сфере здравоохранения. Правительством Российской Федерации проведение государственной политики в области курортного дела поручено Министерству здравоохранения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации»). Однако в настоящее время санаторно-курортная отрасль в России не имеет единого центра управления, единой структуры. Санаторно-курортные организации (СКО) рассредоточены между разными министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие этих организаций с учетом интересов и возможностей собственника, порой не учитывая интересов государства в целом. Вместе с тем, практика показала, что независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости, санаторно-курортные и оздоровительные организации в решении общих задач восстановления и укрепления здоровья населения должны составлять единый комплекс, организационно-методическое обеспечение которого осуществлялось бы из одного центра (Разумов А. Н., 2006). Поэтому пунктом 5 статьи 40 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ определено, что порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время Министерством здравоохранения РФ). Но высокая эффективность медицинской реабилитации не может быть достигнута усилиями только одного или двух ведомств. Для этого необходимы, как минимум, координация и синхронизация всех «социальных» министерств и ведомств, а также структур, обеспечивающих финансирование (Карелова Н. Г., 2003).

К сожалению, ретроспективный анализ развития санаторно-курортной отрасли в РФ свидетельствует о том, что методы управления санаторно-курортным делом, основанные в большей степени на централизованных решениях и при отсутствии инициативы снизу, не позволяют добиться существенных успехов не только в решении проблем управления, но и в повышении медицинской эффективности санаторно-курортного лечения (А. М. Ветитнев, 2005, 2009).

Адаптация санаторно-курортной отрасли к рыночным механизмам и структурные преобразования в отрасли столкнулись с комплексом проблем экономического, правового, организационного характера.

Одной из серьезных проблем развития санаторно-курортной отрасли является отсутствие единой информационной сети, доступной широкому кругу потребителей, как в России, так и за рубежом, и в результате этого — отсутствие спроса на санаторно-курортные услуги в объеме, соответствующем возможностям отрасли. В настоящее время заполняемость многих санаториев России составляет менее 67 %. (Ветитнев А. М., 2005; Шинкаренко В. С., 2006; Лимонов В. И., 2008).

Необходимость информированности о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации обусловлена, прежде всего, многообразием и богатством природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны. Среди них нарзаны Кисловодска, горячие пары и газы курорта Янган-Тау, сероводородные источники Сочи и Красноусольска, солнечное Черноморское побережье и многие, многие другие (Малахаткина Н. Д., Адилов В. Б., Давыдова О. Б., 2003).

Первым и необходимым этапом на пути создания полноценной информационной базы должно быть составление реестра санаторно-курортных организаций. О государственном значении указанного реестра свидетельствует то, что Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 № 26-ФЗ ведение государственного учета курортного фонда и государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов страны поручено Правительству Российской Федерации.

В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.02.04 № 2110/944-04-32 руководителям санаторно-курортных организаций указывается, что Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, в том числе вести государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.

В приказе Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда РФ» прописана структура информации о деятельности санаторно-курортных организаций. В сведениях о СКО в Реестре заложена только информация о лицензировании медицинской деятельности и о сертификации персонала с высшим и средним медицинским образованием, что явно недостаточно для потребителей санаторно-курортных услуг. К тому же в вышеуказанном приказе МЗ СР РФ нет сведений о том, как воспользоваться данной информацией, до настоящего времени такой реестр в доступной литературе не опубликован, и для широкого круга специалистов не доступен.

Создание и ведение Реестра санаторно-курортных организаций должно существенно облегчить решение таких управленческих задач, как адресное финансирование курортов.

Особое значение приобрело создание интегрированного информационного ресурса в санаторно-курортной области в связи с принятием законодательства, определяющего права различных категорий граждан на медико-социальную помощь. Законодательство предусматривает оказание государственной помощи так называемым «федеральным льготникам» за счет средств федерального бюджета, в виде набора социальных услуг в рамках «социального пакета», в который входит, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Развитие санаторно-курортной отрасли сопровождается рядом как позитивных, так и негативных результатов. Однако, на сегодняшний день пациенту не доступна информация о деятельности СКО, также как и отсутствует информационный ресурс, позволяющий врачам на основании информации о лечебных факторах санаторно-курортной области адекватно рекомендовать пациентам тот или иной курорт. Отсутствует и обратная связь — руководству СКО невозможно получить информацию от пациентов, прошедших санаторно-курортное лечение, и врачей, направивших пациентов, о результатах санаторно-курортного лечения в конкретной СКО.

А. В. Решетников (2000, 2001) считает, что необходимо регулярное изучение медицинских, экономических и социальных проблем здравоохранения путем создания постоянной системы сбора и оценки информации — медико-социологического мониторинга здравоохранения, как инструмента для исследования социально-экономических процессов в отрасли и анализа динамики происходящих перемен.

Эффективность мониторинга в здравоохранении повышается за счет создания постоянной системы сбора социологической информации и образования банка данных по отдельным лечебно-профилактическим учреждениям, районам, городам и регионам. Развитие современных информационных технологий позволяет проводить более подробный анализ медико-социологической информации в различных разрезах с использованием более сложного математического аппарата и обеспечивать ее длительное хранение для последующего использования с быстрым поиском необходимых данных (2003, 2010). Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р 53092-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения» в медицинской организации необходимо разработать и внедрить документированный процесс объективного измерения удовлетворенности потребителей. Таким образом, изучение мнения пациентов о медицинском обслуживании, а также врачей о результатах санаторно-курортного лечения целесообразно использовать при решении задач повышения качества санаторно-курортных услуг.

Предоставление достоверной и структурированной информации населению и медицинскому персоналу о курортах, лечебных факторах, использовании новых технологий лечения и оздоровления, условиях проживания и лечения будет способствовать сохранению и развитию лучшего лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций.

Принятие эффективных управленческих решений в санаторно-курортной отрасли затруднено из-за отсутствия полных, систематизированных и актуальных сведений о состоянии санаторно-курортного фонда России. Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость научного обобщения имеющейся информации о санаторно-курортном фонде и совершенствования путей информирования населения и медицинского персонала о возможностях и качестве лечения и оздоровления на курортах РФ, т. е. необходимость создания интегрированного информационного ресурса в санаторно-курортной области. Это определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования:

Научное обоснование путей совершенствования информированности медицинского персонала и населения о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации.

Задачи:

1. Изучить проблемы и перспективы развития санаторно-курортной отрасли в Российской Федерации.

2. Провести анализ форм государственного и внегосударственного контроля качества оказания санаторно-курортных услуг.

3. Изучить мнение пациентов санаторно-курортных организаций об источнике получения информации, критериях выбора санаторно-курортной организации, и степени удовлетворенности оказанными услугами.

4. Изучить мнение врачей по вопросам их информированности о лечении и оздоровлении пациентов с заболеваниями различного профиля на курортах Российской Федерации.

5. Провести анализ лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций по результатам анкетирования их руководителей.

6. Разработать предложения по совершенствованию информированности населения и медицинского персонала о лечебно-оздоровительном потенциале санаторно-курортных организаций Российской Федерации.

Научная новизна исследования

В проведенном исследовании впервые:

— научно обоснована, разработана и реализована методика формирования автоматизированной базы данных о санаторно-курортных организациях;

— на основе разработанной методики создана автоматизированная база данных, как основа информационно-справочного Интернет-ресурса санаторно-курортного Фонда с оценкой его лечебно-оздоровительного потенциала потребителями санаторно-курортных услуг;

— проведен анализ эффективности работы информационного ресурса путем проведения интернет опросов целевых групп.

В отличие от других поисковых сайтов и порталов, где, в основном, поиск можно задавать или по названию, или по географическому принципу, информационный портал SANATORIA. RU позволяет задавать более 200 параметров поиска, а также выполнять многофакторный запрос.

Теоретическое и практическое значение работы

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в работе на основе проведенного анализа лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций РФ научно обоснована и разработана методика формирования автоматизированной базы данных о санаторно-курортных организациях.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанная методика реализована — на основе разработанной методики создана автоматизированная база данных санаторно-курортных организаций. Автоматизированная база данных позволит осуществлять контроль за изменениями, происходящими в СКО, вести общий мониторинг санаторно-курортной отрасли.

На основе автоматизированной базы данных создан интернет-ресурс — Информационный портал SANATORIA. RU. Информационный портал SANATORIA. RU — это эффективный интернет—инструмент, предоставляющий возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, дополненной оценкой и мнением посетителей о качестве полученных ими санаторно-курортных услуг.

Разработанный информационно-справочный Интернет-ресурс санаторно-курортного Фонда с оценкой его лечебно-оздоровительного потенциала может быть использован для получения актуальной информации как потребителями санаторно-курортных услуг (пациенты, медицинские работники) в целях обоснованного выбора курорта, так и руководством СКО в целях управления качеством оказываемых санаторно-курортных услуг.

Апробация результатов исследования

Представленные в диссертационной работе материалы докладывались и обсуждались на конференции кафедры основ законодательства в здравоохранении Факультета управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, на межкафедральной конференции Факультета управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Материалы исследования были представлены на:

— Международных конгрессах «Здравница — 2004» (5-8 октября 2004г., Санкт-Петербург), «Здравница — 2006» (30 мая- 2 июня 2006 г., Сочи), «Здравница — 2007» (15-18 мая 2007 г., Уфа); «Здравница — 2008» (21- 24 мая 2008 г., Москва);

— Всероссийской научно-практической конференции «Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения» (Москва, 7-8 июня 2011 г.);

— III Общероссийском конгрессе «Управление качеством медицинской помощи и системой непрерывного образования медицинских работников» (Москва, 19 мая 2011 г.).

— научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением» (Москва, 14-16 декабря 2011 г.);

— Всероссийская научно-практическая конференция «Современная стратегия кадровой политики и управления санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями в рамках модернизации системы здравоохранения России» (Москва, 26-27 марта 2012 г.)

Результаты выполненного исследования нашли отражение в опубликованных по теме диссертации 19 научных работах, в том числе 5 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходим общественный контроль качества санаторно-курортных услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, поскольку, учитывая масштаб и специфику отечественной санаторно-курортной отрасли, возможности контроля качества санаторно-курортных услуг исключительно средствами государства и малочисленных профессиональных курортных ассоциаций/объединений представляются недостаточными. Оценка качества санаторно-курортных услуг в независимых отзывах пациентов является основой общественного контроля за деятельностью санаторно-курортных организаций.

2. Повышение информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях достигается созданием информационных ресурсов с помощью эффективных интернет—инструментов, подобных информационному порталу SANATORIA. RU, предоставляющему возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, дополненной оценкой и мнением посетителей о качестве полученных ими санаторно-курортных услуг.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика